Пресса

Наталья Щукина: До сих пор считаю чудом, что попала в Ленком

 

Гамма воплощенных актрисой Натальей Щукиной образов по-хорошему удивляет, а ее искренняя вера в себя и кинематографическое искусство заставляет уважать.  С самого первого появления ее на экране в фильме "Фотография на память" зрители обратили внимание на эту несомненно талантливую актрису.
Затем были "Интердевочка", "Небеса обетованные", "Настя" и другие, где она сыграла хотя и второстепенные, но довольно яркие роли.  Но, признаюсь, больше всего она мне запомнилась в роли Дины в лирической комедии "Приходи на меня посмотреть".  Сейчас Наталья Щукина появляется на экране реже - больше внимания уделяет театру "Ленком". Ее театральные работы отмечены престижными наградами -  "Триумф", премиями имени Евгения Леонова. Наталья Щукина - заслуженная артистка России.

- Наталья, вы проделали путь от театра Вячеслава Спесивцева до "Ленкома". Далеко не каждому артисту это удалось.
- К нам в школу пришли артисты этого театра и рассказали, что идет очередной набор в студию.
Мы с подружкой решили посмотреть, что это такое, и отправились в театр. Нам тогда было по десять лет. Да так там и зацепились.  Когда перешли в пятый класс, на базе школы №123 Спесивцев открыл экспериментальный театральный класс, в котором я тоже стала учиться.  Это было удивительное и очень интересное время.
Как-то на один из наших спектаклей "Маугли" пришел Эльдар Александрович Рязанов, который потом пригласил меня и моего одноклассника Диму Марьянова в свой  фильм "Дорогая Елена Сергеевна".
- Но до этого была "Фотография на память".
- К нам в театр часто захаживали ассистенты кинорежиссеров, смотрели ребят. И однажды меня пригласили на Свердловскую киностудию.  В мою героиню, которая ехала в поезде, попадает камень, брошенный какими-то хулиганами в окно, который ранит ее лицо.  Мне тогда было пятнадцать лет. Как ни странно, на съемках нисколько не волновалась. Тогда казалось, что это репетиция моей будущей профессии.
- Когда вы решили, что актриса - это ваша профессия?
- С тех пор, как пришла в театр Вячеслава Спесивцева.
- Перед поступлением в театральный институт вы успели сняться еще и в "Дорогой Елене Сергеевне" Эльдара Рязанова.
- Эльдар Александрович с самого начала хотел, чтобы в картине у него снимались не профессиональные артисты - это, как он считал,  должно было привнести некий элемент документальности.
- Тяжело было сниматься в этой картине?
- Сниматься всегда тяжело. Тем более у такого мастера, как Рязанов. Он человек творческий, иногда мог повысить на нас голос,  но мы этого заслуживали. Впоследствии он нам заявил, что после "Приключений итальянцев в России" зарекся снимать животных, а после  "Дорогой Елены Сергеевны" дал себе обещание не снимать картины с подростками.
- Вы так его допекли?
- Мне кажется, что на съемках он порой идентифицировал нас с нашими героями и, ненавидя их, переносил свою ненависть уже на нас.
- Ваши герои действительно вели себя, мягко говоря, безобразно. Так издеваться над своей учительницей...
- По-моему, сейчас это не производит такого впечатления, какое производило на зрителей в то время. То, что сейчас творится в школах,  не идет ни в какое сравнение с тем, что делали наши герои.
- Вам, наверное, было легко поступить в театральное училище после школы?
- В первый год после окончания школы я не поступила ни в один театральный институт. От отчаяния меня спасли съемки в  "Дорогой Елене Сергеевне". Потом снялась у Евгения Цимбала в его короткометражке "Защитник Седов". Затем меня пригласили в "Интердевочку".  А на следующий год снова штурмовала театральный институт.
- Почему именно Щукинское училище?
- Мне всегда была ближе вахтанговская школа. И поступала в Щуку чисто интуитивно.
- Да так удачно, что теперь еще там и преподаете.
- Пять лет назад я как-то зашла в институт и встретила там своего педагога Валентину Петровну Николаенко. Она как раз делала со студентами отрывок,  который когда-то готовила со мной, и тут предложила мне попробовать сделать его вместе: "Понравится - зацепишься на должности преподавателя в училище".  Вот так я пять лет назад и стала преподавателем Щуки. Беру отрывок в семестр и готовлю его со студентами к экзаменам.
- Каким образом, будучи еще студенткой, вы стали играть в театре Александра Калягина "Et cetera"?
- На четвертом курсе был дипломный спектакль "Три сестры", который подготовил наш педагог Александр Исаакович Сабинин.  Калягин пригласил его поставить на сцене его театра первый спектакль. Это был "Дядя Ваня". Сабинин пригласил в этот спектакль меня,  за что я ему всю жизнь буду благодарна. Именно он открыл мне чеховскую драматургию. Правда, в спектакле я играла недолго, потому что после окончания института стала работать в "Ленкоме", к тому же вскоре вышла замуж и забеременела.
- После института о вас вновь вспомнил Эльдар Рязанов.
- У Эльдара Александровича я снялась в четырех фильмах. В "Небесах обетованных" у меня была роль Жанны, жены героя Олега Басилашвили.
- Попасть после института в "Ленком" - это большая удача.
- Дима Марьянов мне как-то сказал при встрече, что в "Ленкоме" репетируют "Бременских музыкантов", но мешает текучка молодых артистов. Узнав, что в то время искали артистку на одну из ролей, я пришла в театр и показалась. Петр Александрович Штейн, который ставил спектакль,  сразу же взял меня на роль Кота. Через две недели состоялся выпуск спектакля. Это было в январе. А в мае я заканчивала институт.  И вот как раз перед выпуском меня пригласил Марк Анатольевич Захаров и сказал, что хотел бы видеть меня в труппе театра.  Я по наивности ответила, что подумаю.
В то время казалось, что меня ждут все московские театры. Но, конечно, потом вовремя одумалась...
И вот уже играю здесь 21 год. До сих пор считаю это каким-то чудом, волшебством - играть на сцене, где рождались великие спектакли с великими мастерами.
- Вы до сих пор играете Сюзанну в "Женитьбе Фигаро"?
- Уже двадцатый год выхожу в этой роли.
Еще занята в премьерном спектакле "Донна Флор и два ее мужа", спектаклях "Пять вечеров", "Ва-банк".
- Скажите, Олег Янковский взял вас в свою картину "Приходи на меня посмотреть" по знакомству?
- А как же иначе! Но если серьезно, то я на равных со всеми проходила пробы. При этом никто тогда не знал, что Олег Иванович как режиссер  собирается снимать свою первую картину. Причем с самого начала он не собирался снимать какую-то бомбу, ему хотелось, чтобы это была простая человеческая история.
- И у него она получилась.
- Я согласна с вами. Помню, он мне сказал, что с самого начала знал, что в роли Дины будет снимать меня, но хотел, чтобы я соревновалась  вместе со всеми. Когда начались съемки и я встретилась с Екатериной Васильевой и Ириной Купченко, то поняла, как мне несказанно повезло!
- У каких еще маститых режиссеров вам посчастливилось сниматься?
- У Петра Тодоровского - в "Интердевочке", у Данелии - в "Насте", у Николая Лебедева - в "Поклоннике", у Валерия Тодоровского -  в "Подмосковных вечерах"... Мне очень повезло, что я застала время, когда эти режиссеры творили, снимали свои киношедевры.
- Есть фильмы, в которых вас можно будет скоро увидеть?
- Год назад закончила сниматься в двенадцатисерийной картине "Жить дальше".
Больше съемок не было. Просто некогда, очень много работы в театре...

2013
Автор : Леонид Гуревич